|
Основные предпосылки
|
|
|
Для записи в домашних условиях как бывает обычно мне потребовался микрофонный предусилитель, притом желательно с балансным входом и фантомным питанием для уже приобретенного мной конденсаторного микрофона. Опять же я рассмотел множество вариантов: возможно купить отдельно преамп стоимостью примерно 3500 рублей (даже ламповый); возможно и как вариант взять недорогой микшерный пульт с небольшим количеством каналов (для записи в домашних условиях достаточно); собрать самому по проверенной схеме в инете.
Я конечно же остановился на последнем варианте. 1-ый не устраивал - как неприемлемый по соот. цена качество; 2-ой - как ненужная функциональность с дополнительными входами (учитывая что приходится всегда писать отдельно по трекам используя максимум один микрофон).
|
|
Выбор схемы
|
|
|
Рассмотрев разные варианты микрофонного преампа схем я в итоге остановился на этой - "Low Noise Balanced Microphone Preamp By Phil Allison" (обратите внимание на номер проекта!! ).
Схема сама повторяет почти все схемы микрофонного преампа в фирменных микшерных пультах, т.е. она собрана на 4-х транзисторах и 1-м ОУ. Есть и другие варианты типичных схем; их можно посмотреть здесь . Вот еще варианты на схем на 3-х ОУ и на базе одной микросхемы здесь .
Так как я собирался делать микрофонный предусилитель с фантомным питанием, то на входа преампа по схеме "Low Noise Balanced Microphone Preamp By Phil Allison" дополнительно добавляются конденсаторы и диоды для защиты от перегрузки. Например как здесь . Я эту схему по входам немного изменил (приведу позже).
|
|
|
Процесс сборки преампа "2 in 1"
|
|
|
Вначале статьи я не объяснил почему преамп, кот. я планировал собирать является как бы 2 в 1-м (2 in 1). Так вот, дело в том что я планировал сборку 2-х преампов для записи - микрофонного и басового, притом разместить их в одном корпусе. Сборку соот. делал поэтапно:
1 этап - сборка общего блока питания для 2-х преампов, БП фантомного питания (для конденсаторного микрофона);
2 этап - басовый преамп;
3 этап - микрофонный преамп и общее оформление преампов в одну коробку.
|
|
1 этап. Первое чем я занялся - это сделал БП для схемы преампа на 9-24 В, также изготовил фантомное питание на 47 В. Схемы этих БП думаю приводить нет особого смысла. Схема БП на 9-24 В типичная, единственное мое добавление - это возможность регулировки его вых. напряжения в пределах 9-24 вольт за счет стабилизатора на LM317. Подобные схемы я уже выкладывал в статье здесь .
БП для фантомного питания тоже изготовил стандартный из транса, диодного выпрямительного моста и электролитического конденсатора. Единственной небольшой проблемой был поиск понижающего трансформатора на 220/47 В, здесь даже подойдет транс небольшой мощности на 15-20 Вт.
Фото БП приведены позже.
|
2 этап. Далее как я и планировал ранее, сделал басовый переамп. Он тоже был необходим для записи и я решил микрофонный и басовый преамп засунуть в одну коробочку для экономии места и для удобства использования. Схему для преампа взял уже проверенную и опробованную мной ранее. По этой схеме я уже как то доработал свой бас – это схема онборд преампа для баса . В этой статье ее подробное описание. Данную схему онборд преампа я немного упростил - убрал один полевой транзистор и переключатель для выреза средних частот. Этого было достаточно, учитывая что писать планировалось через этот преамп бас-гитары разного качества и исполнения (для различных групп и не для своего баса).
|
3 этап. Далее - сборка микрофонного преампа. Как писалось ранее за основу преампа я взял схему "Low Noise Balanced Microphone Preamp By Phil Allison", немного ее изменив (заменил несколько конденсаторов по питанию). Схема приведена ниже.
|
|
Схема для обеспечения фантомного питания для данного микрофонного преампа (свой доработанный вариант).
|
|
Готовую печатку для данной схемы преампа я к сожалению не нашел в инете, поэтому пришлось делать печатную плату самому с нуля. Если кого заинтересовала данная схема свой вариант печатки выкладываю здесь . Единственное что может не устроить - я делал печатку уже под соот. размеры подобранных мной радиодеталей.
Далее думаю нет смысла описывать сам процесс сборки. Все станет ясно из приведенного ниже фотоотчета.
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце статьи я решил написать кое-какие выводы после испытания и использования данного, сделанного мной, девайса. В целом микрофонным преампом я остался доволен. Уровень шумов достаточно низок (при записи через микрофонный вход звуковой карточки шумов и наводок в разы больше); появилась наконец возможность писаться используя конденсаторный микрофон, что повысило качество особенно при записи акустических инструментов и вокала. Запись с динамического микрофона тоже заметно улучшилось. Видимо из-за уже правильного согласования входов и выходов преампа и звуковой карточки исчез сильный провал высоких и средних частот в АЧХ. Помимо этого стало удобнее писаться самому и писать других; стало проще с коммутацией эффектов и инструментов. В общем пока особых нареканий в процессе использования не было - все работает стабильно и надежно. Даже не жалею что не потратил деньги на фирменный микрофонный преамп или микшерный пульт. Возможностей собранного преампа мне при домашней записи вполне хватает для реализации различных творческих идей.
|
(C) B-4 2010 |
|
|
Дополнение к статье
|
|
|
Решил дополнить свою статью в связи с последующей доработкой данного преампа. Думаю эта дополнительная информация вам пригодится. После использования и эксплуатирования данного преампа выявились кое-какие недостатки, и я решил доработать микрофонный преамп немного изменив его эл. схему.
Основные недостатки существующей (до доработки) эл. схемы:
- Ручка "Gain" слишком чувствительна к регулировке и начинает хоть как то менять чувствительность ближе к концу диапазона регулятора (решаемо заменой переменника VR1 и резистора R14)
- Выходной сигнал с микрофонного преампа слишком маловат по уровню (решаемо путем заменой резисторов R10; R11; R12; R13 на выводах ОУ TL072)
Помимо замены эл. элементов в схеме, приведенных выше, я сделал еще кое-какие доработки. Во-первых заменил электролитический конденсатор С1 на 10 МкФ на пленочный советский серии К73. Это должно как то улучшить качество сигнала (многие спецы советуют менять по возможности все электролит. конденсаторы на пути сигнала на другие конденсаторы с более лучшими характеристиками). Так же поменял конденсаторы по питанию C4;C5 с более большей емкостью (думаю это никак не может повредить). Помимо этого на балансном входе преампа установил переключатель меняющий фазировку для сигнала с микрофона (скорее для удобства использования). Доработанную схему привожу ниже.
|
|
Далее привожу немного комментариев к схеме.
Резисторы R10; R11; R12; R13 на ОУ выбирал методом оптимального подбора. Можно подобрать резисторы для ОУ путем расчета по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/Применение операционных усилителей . Нужно учитывать единственный нюанс - резисторы R10 и R11 (также как и R12 и R13) должны быть как можно ближе по своему значению сопротивления. Для этого их придется более тщательно подобрать и отбраковывать путем доп. замеров мультиметром их сопротивлений, так как фактически номиналы написанные на самих резисторах отдаленно соот. реальному их сопротивлению (очень большая погрешность). Сам я лично добивался оптимального вых. сигнала с преампа уже для аудиоинтерфейса Yamaha Audiogram 6 , а не для внутренней звуковой карточки (прошу это тоже учесть).
Переменник VR1 для гейна преампа тоже подбирал методом пробы и остановился на 4,7 кОм. Но все же регулировки чувствительности все равно не хватает (это специфика данной схемы), но результат все же стал лучше чем ранее.
По техническим вопросам пишите на форум либо на e-mail B4Kazakov82 ^ rambler.ru
Успехов Вам!
|
(C) B-4 2011 |
|
|